С целью решения задач по развитию экономики и укреплению технологического суверенитета Российской Федерации Минпросвещения России с 1 сентября 2023 года внедряет в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, Единую модель профессиональной ориентации.
Профминимум реализуется на базе проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка».
Профориентационный минимум вводится для обучающихся 6-11 классов, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Цель — обеспечение профориентационной помощи каждому желающему обучающемуся 6–11 классов.
Профориентационный минимум предлагает на выбор руководству образовательной организации один из трех уровней реализации профориентационной деятельности в школе:
- базовый уровень (не менее 40 часов в учебный год)
- основной уровень (не менее 60 часов в учебный год)
- продвинутый уровень (не менее 80 часов в учебный год).
В МОУ «Открытая (сменная) школа» в 2023-2024 учебном году реализуется первый Базовый уровень профориентационного минимума «Россия – мои горизонты», который включает 40 часов занятий в учебный год.
При реализации Профминимума на Базовом уровне школам рекомендовано использовать в следующие профориентационные мероприятия:
- Профориентационный урок (классному руководителю можно самостоятельно разработать профориентационный урок или воспользоваться материалами, разработанными в рамках проекта «Билет в будущее» или уроков «Шоу профессий»).
- Диагностика и групповое консультирование по итогам профориентационных диагностик.
- Информационное сопровождение обучающихся и их родителей о профориентационных мероприятиях, проводимых в рамках реализации Профминимума (на родительских собраниях не менее 2 раза в год).
- Посещение организаций профессионального образования и работодателей города (экскурсии на предприятия и в организации города).
Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение реализации профминимума в МОУ «О(С)Ш»:
- Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования. Письмо Минпросвещения РФ от 01.06.2023 г.
- Приказ МОУ «О(С)Ш» №0109022 от 01.09.2023 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации (профориентационный минимум) в МОУ «О(С)Ш» в 2023–2024 учебном году».
- Методические рекомендации педагогам для работы с родителями.
- РЕКОМЕНДАЦИИ по организации проектной деятельности обучающихся в рамках реализации профориентационного минимума.
- Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Моя Россия — мои горизонты»
- План по профориентационной работе
- Рабочая программа по внеурочной деятельности "Россия - мои горизонты"
- Выписка из протокола № 1 заседания Педагогического совета
- Договор о сотрудничестве между ГБПОУ Республики Марий Эл "СПК" и МОУ "О(С)Ш" об организации профессиональной подготовки школьников
Педагог-навигатор
Устинова Людмила Васильевна
Онлайн-платформа проекта «Билет в будущее»
В работе нашей школы мы используем многофункциональную информационно-сервисную онлайн-платформу, на которой размещаются профориентационные материалы, профориентационная онлайн-диагностика, а также происходит организация внутренних процессов реализации проекта профессиональной ориентации обучающихся «Билет в будущее»: регистрация участников, педагогов-навигаторов, региональных операторов и школ, расписание мероприятий, а также реализуется программа повышения квалификации для педагогов.
Урочная деятельность
Одна из форм профориентационной работы, которую мы используем в этом учебном году — урочная деятельность.
Урочная деятельность включает: профориентационное содержание уроков по общеобразовательным предметам (физика, химия, математика и т. д.), где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности. Эти уроки проводятся в рамках учебного плана, а не дополнительно к учебной нагрузке.
Урочная деятельность предполагает проведение профориентационно значимых уроков в рамках учебных предметов с использованием «Конструктора будущего».
Внеурочная деятельность
Во внеурочной деятельности 6–11 классов используются примерные рабочие программы проекта «Билет в будущее» и «Профориентация», которые разработаны Фондом Гуманитарных Проектов и Институтом стратегии развития образования Российской академии образования, а также онлайн-уроки «Шоу профессий».
Взаимодействие с родителями
Родители наших обучающихся являются полноценными участниками образовательных отношений. В этом учебном году родители принимают участие в двух направлениях профориентационной работы:
Проведение тематических родительских собраний (встреч), на которых мы обсудим наиболее значимые для всех нас вопросы, как помочь нашим детям найти себя во взрослой жизни, как научить исправлять неминуемые ошибки, как использовать опыт тех, кому они доверяют и на кого хотят быть похожими.
Есть и еще одно направление деятельности — тематические встречи «Путь в профессию», на которых родители поделятся своим опытом.
Экскурсия в Волжский индустриально-технологический техникум
В рамках профориентационной работы 24 апреля обучающиеся 9 класса посетили ГБПОУ Республики Марий Эл "ВИТТ". Педагогический коллектив и студенты техникума радушно приняли ребят. Сначала студенты творчески познакомили будущих выпускников с профессиями, на которые они учатся, спели песни и выступили с бальными танцами.
Затем для девятиклассников была проведена ознакомительная экскурсия по учебным кабинетам, лаборатории и мастерским. Ребята познакомились с преподавателями, узнали подробнее о специальностях, предлагаемых техникумом: техник-технолог, менеджер по продажам, мастер общестроительных работ, лаборант химического анализа, операционный логист.
Это было увлекательное и полезное мероприятие, позволившее будущим выпускникам получить ценный опыт и информацию о возможностях дальнейшего образования. Мы надеемся, что это посещение поможет нашим ученикам принять осознанное решение о своем будущем образовании и профессиональном пути.
Экскурсия в ГБПОУ «Строительно-промышленный колледж»
В рамках профориентационного воспитания 18 апреля учащиеся 8-9 классов посетили ГБПОУ Республики Марий Эл «Строительно-промышленный колледж». Знакомство ребят с учебным заведением началось с музея, экспонаты которого собирались педагогами и студентами, участниками военно-поискового отряда.
Затем преподаватели показали будущим абитуриентам учебные кабинеты и учебно-производственные мастерские и провели в них для ребят мастер-классы. Учащиеся попробовали на компьютерах с учебными программами отремонтировать двигатели автомобилей, построить дом, сделать чертежи будущей мебели в нем.
В учебно-производственных мастерских общестроительных и отделочных работ учащиеся попробовали себя в роли каменщиков и отделочников. Педагоги учебного заведения провели кулинарный мастер-класс по профессии «Поварское и кондитерское дело». Школьникам было предложено сделать маленькие бутерброды - канапе.
Будущие сварщики попробовали себя в работе на аппаратном комплексе сварочного тренажёра.
Экскурсия надолго останется в памяти у старшеклассников. Большое спасибо коллективу за теплый прием и интересную встречу.
Экскурсия в Центр занятости населения
02 февраля в рамках профориентационной мероприятий учащиеся 8 класса побывали в Центре занятости населения города Волжска и Волжского района. Мероприятие провела специалист Центра занятости Орлова Любовь Юрьевна, которая отметила, что выбор профессии является одной из главных задач в жизни человека. Часто по причине недостатка информации о ситуации на рынке труда, отсутствия практического опыта в профессиональной деятельности выпускники выбирают профессии, не соответствующие их интересам, склонностям, способностям, а главное – потребностям рынка труда. От обоснованного выбора профессии зависит вся дальнейшая жизнь человека.
Учащимся было предложено посмотреть презентацию о мире профессий, направлениях профессионального обучения. Среди подростков было проведено тестирование для отбора подходящего типа профессии. Совместно с учащимися специалист ЦЗН проанализировал основные типы профессий по предмету труда (Человек-Человек, Человек-Природа, Человек-Техника, Человек-Знаковая система, Человек-Художественный образ), а затем обсудили востребованные профессии на рынке труда.
В завершении занятия специалист ЦЗН провела с учащимися беседу с использованием презентации «О трудовом законодательстве для подростков».
Ребята проявили живой интерес к занятию, активно участвовали в обсуждении, задавали много вопросов.
Экскурсии в ЦЗН – эффективная форма информационной и профориентационной работы с учащимися для правильного формирования их профессиональной направленности и будущей карьеры.
Экскурсия в детский технопарк «Кванториум»
09 ноября учащиеся 7-8 классов посетили детский технопарк «Кванториум», который находится в Волжском городском лицее. Во время экскурсии ребят знакомили с помещениями и оборудованием технопарка. В кабинете технологии в рамках Hi-Tech, где имеется оборудование и комплекты для робототехники и 3D – моделирования, подростки увидели и потрогали своими руками изделия, выполненные на 3D – принтере. Затем ребят провели по цифровым лабораториям, которыми оснащены кабинеты физики, химии, информатики и биологии. В кабинете физики школьники попробовали с использованием современной техники собрать простую электрическую схему, в кабинете биологии, оснащенном по последнему слову техники, подросткам было предложено поработать с электронными микроскопами и электронными приборами для измерения дыхания, давления у человека. В завершении экскурсии ребята, занимающиеся в «Кванториуме», продемонстрировали работу созданного ими робота и работу робота-манипулятора, который написал слово «Кванториум».
Современная техника, которой оборудован технопарк «Кванториум», привела учащихся нашей школы в восторг. Здесь школьники могут осваивать высокотехнологические профессии.
Помощь в выборе будущей профессии
В рамках профориентационной работы 24 октября 2023 года в нашей школе прошёл совместный классный час в 7 и 8 классах. На мероприятии выступила Зинина Р.Я., мастер общестроительных работ ГБПОУ «Волжский индустриально - технический техникум».
Руфина Якимовна рассказала подросткам о специальностях и профессиях, которые приобретают студенты в ВИТТ. Наши ученики с интересом посмотрели презентацию, задавали вопросы о том, как поступить в данное учебное заведение, знакомились с рекламными брошюрами техникума.
В завершении она подчеркнула, что техникум заинтересован в таких абитуриентах, которые готовы учиться, которые понимают, на что идут, понимают всю значимость будущей профессии.